Сайт учителя истории и обществознания Суббота, 11.05.2024, 23:54

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мои достижения
Публикации
Достижения учеников

Главная » Статьи » Достижения » Публикации

Индивидуальное сопровождение членов научного общества «Олимпик» (из опыта работы педагогов МОУ COШ № 45)

Монахова Е.В., Кириллова Н.Н., Фасхутдинова Г.Н., Фадеева О. П., Кочкина Л. Н.

Индивидуальное сопровождение членов научного общества «Олимпик» (из опыта работы педагогов МОУ COШ №45)

/oblozhka0005.jpg

Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Да, этот тезис абсолютно верен, но реализуется ли он сегодня, учитывает ли он возможности школы и возможности ребенка?

Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». Психолог Б.М.Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность. Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, так как одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.

Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности). Отсюда необходимые условия работы с одаренными: знание психологических особенностей «одаренных», сохранение индивидуальности, поддержка познавательной потребности.

На основной и средней ступени обучения большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация научного общества учащихся. В нашей школе функционирует такое общество под название «Олимпик», объединяющее в себе секции химии, биологии, гуманитарных наук. Об индивидуальном сопровождении учащихся, членов НОУ, своим опытом делятся наши педагоги.

Кириллова Н.Н., учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория, секция гуманитарных наук «Клио».

Стандарты школьного исторического образования нового поколения обозначили в качестве приоритетных задач не только формирование интеллектуальных умений, исторического мышления, но и овладение элементарными методами исторического познания, умение работать с различными историческими источниками, развитие способностей использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Один из эффективных путей решения этих проблем - обучение основам учебного и научного исследования. Исследование требует больших временных затрат. Опыт показывает, что наиболее оптимальным является ведение исследовательской работы в рамках кружковых и факультативных занятий, на заседаниях НОУ.

Учебное исследование - это очень сложный вид деятельности, поэтому Необходимо выбрать наиболее эффективные средства для обеспечения её результативности. Одним из таких средств может стать учебный алгоритм.

Например, алгоритм такого учебного исследования как "Моя родословная" может выглядеть следующим образом:

1      Шаг - Изучение терминологии.

2      Шаг - Опрос родственников.

3      Шаг - Изучение семейного архива.

4      Шаг - Обращение в государственные архивы.

5      Шаг - Составление родословного древа.

Алгоритмизация обучения увеличивает удельный вес самостоятельной работы учащихся и способствует формированию не только исследовательских навыков, но и общих для всех областей способов деятельности учащихся. Показателем результативности подобной системы формирования исследовательских умений и навыков, на мой взгляд, является высокий уровень исследовательских работ моих учеников. Соколова Диана, ученица 6 класса, 2011 году приняла участие в областном конкурсе исследовательских работ «История моей семьи в истории России». Она представила родословную своей семьи и была награждена Дипломом за III место.

Фасхутдинова Гульсина Назировна, учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория, секция гуманитарных наук «Клио».

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Свою работу с одарёнными детьми я строю в несколько этапов:

I       этап - диагностический. На этом этапе я выявляю индивидуальные особенности учеников, и совместно мы составляем индивидуальную программу развития каждого.

II     этап - коррекционно-развивающий. Это период реализации программы, на этом этапе мы корректируем, дополняем разработанную программу развития.

III   этап - саморазвитие. Это период самостоятельного обучения. Учащиеся на этом этапе овладевают навыками самостоятельной и исследовательской работы, рациональными приемами работы, навыками самоконтроля и самооценки, умениями использовать современные средства информации - Интернет, медиатека, электронная энциклопедия, - а также навыками культуры межличностных отношений

IV   этап - рефлексивно-оценочный. На этом этапе полученные результаты мы сопоставляем с поставленными целями индивидуальной программы развития. Оцениваем полноту достижения целей, качество выполнения работы, делаем выводы и заключения. На основе рефлексивного осмысления индивидуальной и коллективной деятельности происходит и самооценка деятельности учеников.

Моя задача на протяжении всей работы сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку для успешного развития индивидуальности ребёнка. Для реализации этой цели я отбираю среди различных систем обучения те методы и приемы, которые способствуют повышению уровня учебной мотивации, развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, развитию коммуникативных умений в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем.

Такая система работы с учащимися дает свои положительные результаты. Так, Диаров Азат, учащийся 8Б класса в 2010-2011 учебном году стал победителем I региональной олимпиады школьников по краеведению. Его исследовательская работа была посвящена проблеме сохранения национальной культуры на примере татарского этноса. Эта тема была выбрана им неслучайно: Азат является представителем этой национальности. Команда учащихся 8-х классов заняли 3 место в городской краеведческой олимпиаде «Учитель! Как бесценно слово это!», посвященной 180-летию со дня рождения И.Н.Ульянова, и также команда учащихся 8-х классов заняли 2 место в городском конкурсе «Симбирская школа: вчера, сегодня, завтра».

Фадеева Ольга Петровна, учитель химии, высшая квалификационная категория, секция химии «Эврика».

Одним из важнейших условий успешной деятельности в области химии считаю наличие интереса, склонности и способностей к данной науке. Первый шаг в моей работе, по привлечению учащихся в школьное научное общество - это отбор. Для этого с начала изучения предмета я использую педагогические наблюдения на уроке, индивидуальные беседы, тестирование.

На первое заседание научного общества приходит много ребят. ИХ привлекает новизна, зрелищность опытов. Через 2-3 посещения остаются действительно увлеченные.

Подготовка учащихся к выполнению исследовательской работы носит особый характер, нежели просто подготовка к олимпиаде. Эту работу я провожу в двух направлениях:

-       теоретическом (изучение теории, работа с различными источниками информации, литературой);

-       практическом (проведение эксперимента, создание наглядных пособий и приборов для кабинета).

Я считаю, что важен не только реферативный характер работы, но и самостоятельная исследовательская деятельность, нацеленная на результат. Сложный момент выбора темы определяется несколькими параметрами: собственным интересом, накопленным теоретическим материалом, практическим опытом учащихся и рекомендациями учителя, основанными на способностях и навыках ученика. Например, мое предложение по выращиванию кристаллов заинтересовало нескольких ребят. Учебно-исследовательская работа одного из них, Ермакова А. ученика 8 класса, «Кристаллы. Свойства и условия образования» была отмечена дипломом финалиста городской научно-исследовательской конференции.

После выбора направления и темы учащиеся получают рекомендации и работают дома и в школе. Самостоятельную работу учащихся я контролирую: веду тетрадь выполнения заданий, провожу семинары, на которых .ребята оценивают работы друг друга. С результатами своих исследований они выступают на школьной научно-практической конференции. На мой взгляд, это важный этап в подготовке к участию в городской конференции, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах.

Кочкина Людмила Николаевна, учитель биологии, высшая квалификационная категория, секция биологии.

Биология - предмет, в котором имеются реальные возможности приобщения учащихся к исследовательской деятельности, развитию их творческих способностей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Развитие навыков исследования должно быть систематическим и планомерным и работы на уроках здесь явно недостаточно. Чтобы ученик мог быть участником научного поиска, он должен, на мой взгляд, осознать науку как деятельность. Задача учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научное общество учащихся как раз решает эти задачи. В состав научного общества (секция биологии) входят школьники разного возраста, начиная с шестого класса. Именно они являются I активными участниками различных конкурсов по биологии: Всероссийского молодежного чемпионата по биологии, городского конкурса «Биология для любознательных», городской и областной Интернет-олимпиад по экологии, областного конкурса научно-исследовательских работ им. В.И.Вернадского, городской конференции научных обществ учащихся.

Занимаясь в научном обществе учащихся в течение нескольких лет, старшеклассники, приобретя опыт исследовательской работы, обладая Достаточным багажом теоретических знаний, выполняют серьезные исследования. В своей работе я чаще всего использую метод проектов, который всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую в течение определенного времени и направлен на решение какой-либо проблемы. Так, в 2009-2010 учебном году, группа ребят 11 класса на протяжении нескольких месяцев проводила исследования экологического состояния школьных помещений (температура кабинетов, освещенность, уровень шума, окраска стен и т.д.) Партнёрами в этой Работе стали работники ГорСЭС. Другая группа ребят проводила анкетирование и интервьюирование школьников и учителей. Результатом исследования стала работа «Экологичность обучения - составляющая успеха и здоровья ученика», которая вышла в финал городской конференции научных обществ учащихся.

Дипломы лауреатов получили ученицы одиннадцатого класса Парфенова Екатерина, Горшкова Лилия и Самарина Анна.

В 2010-2011 учебном году группа ребят НОУ, побывав в районе Свияжской эколого-рекреационной зоны, которая находится в микрорайоне «Свияга» и, оценив ситуацию на месте, решила исследовать данный участок и выявить степень деградации ландшафта. В основе содержания исследовательской работы лежали простые, доступные нам методы: наблюдение, метод количественного учета, метод оценки качества воды, почвы, а также интервьюирование населения. Итогом стала работа ученицы 10 класса Климиной Татьяны «Исследование Свияжской эколого-рекреационной зоны и влияние на нее антропогенного фактора», которая на городской научно- практической конференции школьников получила Диплом 3 степени.

Таким образом, проектная деятельность, используемая мною в работе научного общества учащихся, с её практической, теоретической и познавательной значимостью, в которой каждый ребенок может найти себе дело по душе, стала наиболее приемлемой формой деятельности. Так как в его основе лежит творческий подход, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение работать как самостоятельно, так и в коллективе, учение сопровождается повышенным интересом учащихся, а полученные знания и навыки отличаются новизной, глубиной и прочностью. Уверена, что только таким способом можно воспитать достойного гражданина страны, для которого слова «Моя малая Родина» будут наполнены глубоким содержанием и смыслом.

Категория: Публикации | Добавил: kirmona (08.11.2012)
Просмотров: 759 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск


Copyright HomeNet © 2024
Конструктор сайтов - uCoz