Игра-путешествие
Цель:
В игровой форме познакомить
учащихся с Конвенцией о правах ребенка; способствовать формированию у
учащихся стремления понять этот документ.
Оборудование:
-текст
Конвенции о правах ребенка;
-декорации
и костюмы для инсценировок;
-рисунки
с изображением сказочных героев;
-портрет
А.А.Суворова;
-выставка
литературы.
Подготовка
к игре: класс
делится на команды по 5-6 человек; команды придумывают название и
девиз, которые должны соответствовать теме игры. Избирается жюри.
Ход
игры
Ребята!
Сегодня вы узнаете о том, какие права имеет ребенок, где они
записаны, как ими пользоваться, и что делать, если с вами случиться
беда. Мы с вами отправимся в путешествие по маршруту «Права
ребенка», впереди нас ждут сказочные станции на каждой из них
вас ждут задания с которыми нужно справиться.
Станция
1. «Право на жизнь»
Ведущий:
В конвенции о правах
ребенка записано, что «главное право каждого человека –
право на жизнь». Маленький человек-ребенок – тоже имеет
право на жизнь. Но так думали не всегда. Было в древности такое
государство - Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами:
сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого
новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый
– пусть живет. А если родился слабым, больным – бросить
его вниз со скалы.
-
Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?
Объясните свою точку зрения. (ответы учащихся).
Ведущий:
Слабый человек, если будет
хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным.
Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Например, русский
полководец А.В.Суворов (демонстрируется портрет) родился слабым,
больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался
физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный
человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все
тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская
армия не проиграла ни одного сражения.
А
сейчас посмотрите сценку и вспомните название сказки и ее автора.
Инсценировка
«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»
Царица:
Свет, мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех
милее, всех румяней и белее?
Зеркальце:
Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
Царица:
Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся, я всех
краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так
ли?
Зеркало:
А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.
Царица:
Эй, чернавка! Веди царевну в глушь лесную и, связав ее живую под
сосной там оставь, на съедение волкам!
Ведущий:
Вот чернавка в лес пощла и в такую даль свела, что царевна догадалась
и взмолилась…
Царевна:
Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду
я царица, я пожалую тебя.
Ведущий:
Та в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…
Чернавка:
Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.
Ведущий:
Вспомнили название сказки?
А кто ее автор? Чем закончилась сказка? Погибла царевна?
Несмотря
на все злодеяния царицы царевна осталась жива. Помогли ей в этом семь
богатырей, Царевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохранении
жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи,
милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права
лишать ребенка жизни. Право на жизнь записано в международной
Конвенции о защите прав ребенка и законах России, и все обязаны
соблюдать это право.
Давайте
с вами попытаемся в рисунках передать содержание Конвенции.
-Как
можно в рисунке изобразить право на жизнь? Что вы представляете,
когда слышите слово «жизнь»? (оценивание рисунков детей и
ответов)
Станция
2. «Право ребенка на защиту государства от всех форм
физического, нравственного, психологического насилия, грубого
отношения или эксплуатации»
Вбегают
два разбойника.
1-й
разбойник: Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.
2-й
разбойник: Верно, Джон, это здесь.
1-й
разбойник: Ух, сколько денег мы заработаем на этих ребятишках. Всю
оставшуюся жизнь буду одни бананы и шоколад есть, красота!
2-й
разбойник: Слушай, Боб, а кто нам заплатит больше за них: Баба-Яга,
Бармалей, Змей Горыныч или злая мачеха?
1
разбойник: Джон, все они хорошо заплатят звонкой монетой. Разбогатеем
мы с тобой.
Ведущий:
Ребята, вы только послушайте, что эти разбойники задумали! Давайте
разрушим их козни! Они хитрые – могут вас силой похитить, а
могут и уговаривать, сладости предлагать, а могут и хитростью
заманить: попросят пойти с ними кому-нибудь помочь.
-Что
вам нужно делать, как вы думаете?
Итак,
на угощения, предлагаемые незнакомым человеком, лучше не смотреть.
Если вас пытаются увести силой, то кричите во все горло «Помогите,
я не знаю этого человека». А похитителями могут быть не только
страшные разбойники, но и милые женщины. Так, что ведите себя
осторожно с незнакомыми людьми.
(разбойники
подходят к детям, зовут с собой)
Разбойники:
Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребятки! Пойдемте с
нами, у нас целый магазин сладостей!
Дети:
нет.
Разбойники:
Вот вы какие! А мы вас силой возьмем, вон у нас какие пистолеты!
Дети:
Помогите, мы не знаем этих людей!
Разбойники:
Тише, тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей
найдем.
Ведущий:
Стойте, разбойники! Не
избежать вам наказания за ваше злодейство!
Разбойники:
Мы хорошие, мы ничего не сделали!
Ведущий:
Как это ничего не сделали? Вы же пытались похитить детей. Этим вы
нарушили их права. В Конвенции о правах ребенка записано, что
государство защищает ребенка от всех форм физического насилия. А
разбойников надо сдать в милицию, пусть суд решит какое наказание к
ним применить. Итак, подведем итог. В Конвенции о правах ребенка
записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, никто не
имеет права похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять
непосильную работу. Ребята, подумайте и скажите, что вы станете
делать, если кто-либо будет вас мучить и заставлять выполнять
непосильную работу? Самое верное средство, если такое происходит у
вас дома, рассказать все взрослому которому вы доверяете, попросить
помощи.
Станция
3. «Право на защиту от разлучения с родителями»
Ведущий:
Ребята, давайте вспомним сказки, где герои были разлучены насильно с
родными.
Дети:
«Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Снежная
королева».
Ведущий:
Ребята, кто помог героям наших сказок вернуться домой? Кто поможет
вам, если случиться беда? (ответы детей)
Ведущий:
Итак, подведем итог. Никто не имеет права разлучить ребенка с
родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены
в Конвенцию о правах ребенка.
С
детьми порой обращаются несправедливо, жестоко. Поэтому, чтобы
прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать,
что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был
составлен один из главных документов, регулирующий права и свободы
ребенка – «Конвенция о правах ребенка» (1989г), где
были записаны основные права детей. Скажите, кого мы называем
ребенком?
1959г.-
Декларация прав ребенка.
Завершение
игры
Приложение:
Конвенция
(соглашение)
организации
объединенных наций о правах ребенка
-Дети
имеют право жить в своей семье или с теми, кто лучше всего заботиться
о них.
-Дети
имеют право на достаточное питание и чистую воду.
-Дети
имеют право на здравоохранение.
-Дети
имеют право разговаривать на своем языке, исповедовать свою религию и
пользоваться своей культурой.
-Дети
имеют право на безопасное существование.
-Дети
не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.
-Дети
имеют право на защиту от жестокости, пренебрежительности и
несправедливого обращения.
-Дети
имеют право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.
-Дети
имеют право свободно выражать свое мнение и встречаться со своими
сверстниками.
|