Цели:
Образовательная Продолжить формирование толерантного отношения к людям,
придерживающихся иных взглядов, исповедующих иную религию
Развивающая
Способствовать
выработке умений самостоятельно применять знания в различных
жизненных ситуациях, развить навыки коммуникативных отношений.
Воспитательная
Продолжить
воспитание у учащихся доброжелательности, уваженияк мнению других,
чувства толерантного отношенияк сторонникам различных вероисповедании
и убеждений.
Задачи:
1.
При помощи игровых
ситуаций закрепить знания основных компонентов понятия «свобода
совести»;
2.
Продолжить работу по
формированию у детей навыков работы в группах, принятию коллективных
решений в процессе обсуждения игровых ситуаций;
3.
Разобраться в паутине
религиозных конфликтов, определить пути их разрешения;
Тип:
урок применения знаний и умений
Форма
урока: урокделовая игра.
Участники
игры: учащиеся 9 класса
Входя
в кабинет ученики выбирают карточки с изображением огня, океана,
звезды и пустые (атеисты), и садятся за стол с изображением
выбранного символа
Орг.
момент приветствие:
Мы
разные - в этом наше богатство. Мы вместе – это наша сила. Этот
принцип толерантности, как никакой другой соотносится с темой нашего
урока.
Сегодня
у нас необычный урок сегодня урок-игра. Я надеюсь, во время
моделирования игровых ситуаций вам удастся не только применить свои
знания, но и умения работать в команде и принимать коллективные
решения.
Вы
поделены на 4 группы, работу каждой группы будут оценивать 3 другие.
Критериями оценки ваших ответов будет:
1.
четкая формулировка ответа
2.
приведены аргументы в пользу своего мнения
3.
при ответе использованы обществоведческие термины
Оценивание
будет происходить при помощи разноцветных карточек
Этапы
игры:
1.Вводная
информация.
«Все
мы - жители острова, затерянного в океане. Давным-давно все жители
поклонялись огню, но появилась группа, утверждавшая, что огонь
помогает войне, что нужно молиться Океану. Вера в Океан
распространялась все шире.
Недавно
около острова потерпел крушение большой корабль, пассажирам удалось
спасти и они, покоренные гостеприимством, решили остаться навсегда.
Среди них есть люди разных вероисповеданий: верящие в звезды есть и
атеисты».
2.
Работа в группах и первое общее обсуждение.
Каждая
группа получает двойное задание: разработать «символы веры»
и продумать вопрос о взаимоотношениях с представителями других
религий.
Происходит
общее обсуждение, в ходе которого вырабатывается законодательство о
свободе вероисповедания.
На
столах лежит кейс из различных правовых документов по данной теме,
ответе на вопрос: в каких документах закреплены правовые основы
свободы совести? Вы можете заработать бонусный балл
3.Обсуждение
в группах игровых ситуаций.
Прошло
несколько лет спокойной жизни, но время от времени возникают
конфликты на религиозной почве. Дети делятся на смешанные группы.
Каждая группа получает для обсуждения ситуацию:
1)
Десятиклассник из семьи коренных жителей зашел в гости к
звездопоклонникам, познакомился с обрядами и книгами. Родители
возмущены: ребята проводят там все свободное время, обряды проходят
ночью, а это вредит здоровью детей. Родители требуют запретить веру в
звезды или ограничить ее. Как бы Вы поступили на месте
правительства?;
2)
Огнепоклонников на острове очень мало, и дети не
упускают возможности подразнить чудаков,когда они празднуют День
Благодарению Огню. Как бы Вы поступили на месте родителей этих детей,
учителей?;
3)
В школах острова вводится новый предмет «Законы
Океана», обязательный для всех. Возникает конфликт с детьми и
родителями исповедующими другие религии с атеистами. Как бы Вы
поступили на месте островных властей?;
4)
Всем спасшимся от кораблекрушения выделяется
гуманитарная помощь, распределяемая через Храм «Великий Океан».
Однако звездопоклонники и атеисты просят выдавать им помощь в другом
месте. Как решить конфликт?;
5)
Заболел член общины звездопоклонников, ему нужна
операция, требуется обезболивание путем введения лекарства шприцем.
Однако, больной пишет заявление, что не допустит введение иглы в сове
тело, так как с точки зрения веры это запрещено. Врачи усыпили, ввели
обезболивающее, операция прошла успешно, но больной подал в суд на
врачей. Какое решение Вы бы вынесли на месте судей;
6)
Министр обороны острова издал приказ, что бы все
призывники принимали присягу на берегу океана, где служитель Храма
«Великий Океан» благословил их на службу. Но
представители других вер и атеисты отказываются, хотя это
расценивается уклонение от армии и карается тюремным заключением. Как
бы Вы повели себя на месте Президента?
4.
Общее обсуждение решения групп и создание «паутины религиозных
конфликтов».
Завершить
урок можно цитатами из священных книг и рассказом о Храме всех
религий.
Христианство:
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с
ними» Новый Завет
Буддизм:
«не причиняйте другим того, что самим кажется больно»
(Удана - Варга)
Иудаизм:
«Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему» (Талмуд)
Подведение
итогов, выставление оценок. Запись и объяснение домашнего задания.
|