Эссе по обществознанию
Эссе – это публицистический жанр, представляющий собой размышление на
оригинальную тему. Это попытка самостоятельно и основательно разобраться в той
или иной проблеме.
План эссе
Введение.
В этой части работы нужно кратко назвать проблему, поднимаемую автором,
раскрыть её актуальность.
Основная часть.
Выдвигается тезис, который доказывается. Все рассуждения должны либо
подтверждать, либо опровергать тезис.
Работа с тезисом может быть построена по следующей схеме:
ПОПС-формула
Ученик высказывает:
n П-позицию (объясняет, в чем заключена его
точка зрения, предположим, : "Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);
n О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и
доказывает, начиная фразой типа: "Потому что увеличивается количество
тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);
n П-пример (при разъяснении сути
своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: "Я
могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние
годы…”;
n С-следствие (делает вывод в
результате обсуждения определенной проблемы, например, : "В связи с этим
(сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).
Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают
свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.
Вывод – заключительная часть.
Содержит краткое изложение мыслей, основных аргументов.
Составление сложного плана
- Внимательно прочитайте
изучаемый материал.
- Разделите его на основные
смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
- Разделите на смысловые части
содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
- Проверьте, не совмещаются ли
пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание
изучаемого материала.
Что может украсить эссе
n Краткая информация об авторе высказываний.
(например: «выдающийся французский философ-просветитель», «великий
русский мыслитель Серебряного века», «крупный философ-экзистенциалист» и др.)
n Имена его предшественников, последователей или научных противников.
n Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее
решению.
Клише, которые можно использовать при написании эссе
Для меня
эта фраза является ключом к пониманию…
|
Во-первых,…
Во-вторых,…
В-третьих,…
|
Таким
образом,…
|
Выбор
данной темы продиктован следующими соображениями…
|
Рассмотрим
несколько подходов…
Например,
…
|
Подведем
общий итог рассуждениям…
|
Поразительный
простор для мысли открывает это короткое высказывание…
|
Проиллюстрируем
это положение следующим примером…
|
Итак, ..
|
Никогда не
думал, что меня заденет за живое идея о том, что…
|
С одной
стороны, …
С другой
стороны, …
|
Именно
поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…
|
Критерии оценивания эссе по обществознанию
К1. Раскрытие смысла высказывания - 2 балла.
К2. Представление и пояснение собственной позиции – 1
балл.
К3. Суждения и аргументы раскрываются с опорой на
теоретические положения, выводы и фактический материал – 2 балла.
Максимальный балл – 5.
Критерий К1 является определяющим. Если выпускник в
принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил
по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется.
|